Рейтинг@Mail.ru
Нельзя позволить Вашингтону и Тегерану довести дело до конфликта - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нельзя позволить Вашингтону и Тегерану довести дело до конфликта

Читать ria.ru в
Вот уже много месяцев ситуация вокруг иранской ядерной программы постоянно ухудшается, оставляя международному сообществу всё меньше шансов для выработки взаимоудовлетворительного решения. Создаётся впечатление, что главные игроки в опасной политической игре - Иран и США - каждый исходя из своих узконациональных интересов, ведут дело к крупному столкновению и стараются вовлечь в него как можно больше стран. Конечно, США пользуются достаточно широкой поддержкой со стороны многих государств т.н. западного сообщества. Но и Иран далеко не одинок в этом противостоянии...

Генерал-лейтенант Службы внешней разведки в отставке Геннадий Евстафьев – РИА Новости.

Вот уже много месяцев ситуация вокруг иранской ядерной программы постоянно ухудшается, оставляя международному сообществу всё меньше шансов для выработки взаимоудовлетворительного решения. Создаётся впечатление, что главные игроки в опасной политической игре - Иран и США - каждый исходя из своих узконациональных интересов, ведут дело к крупному столкновению и стараются вовлечь в него как можно больше стран. Конечно, США пользуются достаточно широкой поддержкой со стороны многих государств т.н. западного сообщества. Но и Иран далеко не одинок в этом противостоянии.

Многие специалисты уверены, что неоконсерваторы в американской правящей элите проводят политическую линию, которая время от времени может приводить, в зависимости от соответствующих обстоятельств, к возникновению вооружённых столкновений с «представителями оси зла» в «третьем мире». С начала 2005 года США проводят линию на эскалацию напряжённости вокруг иранской ядерной программы, постоянно завышая уровень своей оценки угрозы от этой программы.

Недавно, однако, даже курирующий американские спецслужбы Джон Негропонте, помня, конечно, неприятности, постигшие бывшего директора ЦРУ Джорджа Тенета, проявил примечательную осторожность в отношении возможных сроков появления ядерного оружия у Ирана – если, естественно, у последнего действительно есть реальная программа по его созданию. То есть опыта с Ираком, который обвиняли в утаенных запасах оружия массового поражения – которого потом, естественно, не обнаружилось – никто повторять не хочет.

Однако подспудные причины американской эскалации, как представляется, вызваны не только опасениями в отношении ядерной программы Ирана, но и желанием добиться крутого поворота во внутриполитической ситуации в Тегеране. Американцы безусловно знают об усилившейся внутриполитической борьбе между различными группировками в правящих кругах Ирана, в ходе которой проблема отношений с Западом, и прежде всего с США, а следовательно - и будущее иранской ядерной программы, играет ключевую роль. Победа в этой борьбе ультрарадикальных сил, олицетворяемых Ахмадинежадом и его сторонниками, надолго отодвинет очередную американскую «мечту» - «демократизацию» Большого Ближнего Востока по американскому подобию.

С другой стороны, создаётся впечатление, что американская линия на конфронтацию с удовлетворением воспринимается в Тегеране. Всё дело в результате этой политики США. Продвигали «оранжево-финиковые» революции в регионе - получили в ответ «зелёную» революцию в Палестине. Да и в Узбекистане американцы получили «от ворот поворот».

А тут как по заказу Запад подбросил и ситуацию с карикатурами на Пророка, которую фактически уже удалось привязать к проблеме иранской ядерной программы.

В общем, основные противостоящие стороны явно ведут дело, к великой радости Хантингтона и его почитателей, к столкновению цивилизаций, с возможным пролитием большой крови. Вряд ли можно сомневаться в том, что в американском Центральном командовании (Сентком)  не разработаны уже различные варианты вооруженных акций. В своей книге «План нападения», посвящённой войне против Ирака, выдающийся американский журналист Боб Вудвард ввёл нас, так сказать, в «лабораторию» мыслей министра обороны США Дональда Рамсфелда, который предпочитает строить свои долгосрочные планы на основании так называемых «предположений» (assumptions). Так вот, повторим, в Ираке генерал Томми Фрэнкс исходил из навязанного ему Рамсфелдом «предположения» о том, что у Саддам Хусейна есть полный набор средств ОМУ. Результат известен. Очень не хотелось бы повторения этой истории, хотя следует признать, что военное лобби в США пока преобладает. Как доминируют и иранские ультрарадикалы, у которых есть свои далеко идущие планы по разжиганию «мирового пожара», и американская линия на столкновение им весьма импонирует.

И те и другие, увлечённые большой политической игрой и большими ставками в ней, естественно, не обращают внимания на весь остальной мир и, видимо, готовы не считаться ни с какими потерями, лишь бы продавить своё решение вопроса. В этой тревожной ситуации новоиспеченный Нобелевский лауреат премии мира - глава МАГАТЭ Эль-Барадей - вряд ли имеет право заявлять о том, что он «исчерпал своё терпение» при обсуждении иранской ядерной программы во вверенной ему мировым сообществом важнейшей международной организации. Нет, он должен вновь и вновь искать варианты компромисса.

Передавать дело в СБ ООН - это, конечно, тоже решение, но в основном с целью снять с себя ответственность. Так что тот месяц, который образовался у него до фактической передачи дела, месяц, возникший благодаря взвешенным позициям ряда стран, прежде всего России и Китая, необходимо полностью посвятить не только составлению действительно объективного отчёта о реальном состоянии иранской ядерной программы, но и сохранению присутствия инспекторов МАГАТЭ  на всех иранских объектах и продолжению поиска путей к компромиссу. Достойной альтернативы мирному решению проблемы нет.

Россия как страна, ответственная в некоторой степени за деятельность «восьмёрки» в этом сложном году, продолжая свою ранее заявленную линию в этом кризисе и не смущаясь отсутствием пока должного чувства  «кооперативности» со стороны ряд ключевых участников конфликта, имеет все основания и для подталкивания их к примирению и для оказания в необходимых случаях давления в пользу такого урегулирования, которое удовлетворит интересы большинства, включая интересы российской  национальной безопасности.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала