Рейтинг@Mail.ru
Украинский энергокризис уже перестает быть призраком - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украинский энергокризис уже перестает быть призраком

Читать ria.ru в
Логика украинского руководства, которое в своем стремлении поторговаться «до последнего» рискует заморозить собственную страну, совершенно неясна. Удивительно, как Киев может одновременно декларировать свое желание вступить в ЕС и тут же заявлять о несанкционированном отборе газа, предназначенного европейским потребителям, создавая тем самым реальную угрозу дисбаланса европейского газового рынка...

Валерий Язев - председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

В постсоветских странах в последнее время ощущается некоторая нервозность, связанная с намерением России поставлять туда газ не по льготным, а по рыночным ценам. Самый высокий накал страстей кипит сегодня вокруг российско-украинского сотрудничества в газовой сфере.
 
За три недели до окончания текущего контракта не определены основные параметры договоров на следующий год, что  ставит под угрозу энергообеспеченность не только Украины, но и большинства стран Евросоюза.

Хорошо известно, что украинцы производят лишь четвертую часть необходимого им газа. Украина получает от России в счет оплаты за транзит газа в Европу 23 млрд.куб.м., 36 млрд. среднеазиатского газа также поступают туда транзитом через Россию. Но пока ситуация не урегулирована украинские подземные хранилища стоят полупустые. Украинский  энергокризис уже перестает быть призраком.

Логика украинского руководства, которое в своем стремлении поторговаться «до последнего» рискует заморозить собственную страну, совершенно неясна. Впрочем, это их внутреннее дело. Однако удивительно, как Киев может одновременно декларировать свое желание вступить в ЕС и тут же заявлять о несанкционированном отборе газа, предназначенного европейским потребителям, создавая тем самым реальную угрозу  дисбаланса европейского газового рынка.

Дума свое отношение к этой проблеме сформулировала специальным постановлением. Мы считаем, что при переходе на рыночные цены – хотя бы до уровня 160 долларов за тысячу кубов, при том, что мы готовы платить европейскую ставку за транзит, 1,75 доллара  – Газпром получил бы около 2,5 млрд. руб. дополнительно. При этом 45% он бы заплатил налогов в бюджет.

Еще один очень важный аспект – сегодня население Украины получает газ уже дешевле, чем население России. То есть за социальное благополучие на Украине платит российский потребитель. На мой взгляд, это недопустимо. И я стою на том, что необходимо провести переговоры до конца с тем, чтобы добиться нормальных справедливых рыночных условий в газовой сфере.

Надежды Украины на некое давление со стороны Европы на Россию  несостоятельны. Весь газовый бизнес находится под пристальным вниманием ЕС, все крупные оптовые покупатели российского газа и наши партнеры в Европе великолепно знают схему поставки газа. Россия и Газпром до сих пор не давали ни малейшего повода усомниться в надежности наших поставок, их ритмичности и разумности цен. Поэтому все претензии будут к украинской стороне. В конце концов, у нас есть и еще один выход. Если ситуация будет доведена до абсурда, то мы можем продать наш газ европейским потребителям на границе с Украиной. И тогда только Украина и никто другой будет отвечать за транзит газа по своей территории. Потери для нее могут быть еще более значительными.

Нелишне напомнить, что именно украинская сторона стремилась к переходу на рыночные отношения, которые и были предложены Газпромом по формуле «рыночные цены – рыночные тарифы», а теперь от них отказывается.

Согласно Межправительственному Соглашению «О дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа по территории Украины», которое  было подписано 4 октября 2001 года, Россия реструктурировала украинский долг за газ на 12 лет на льготных условиях. Тем не менее, проблема задолженности Украины перед Россией за поставки природного газа осталась не решенной. К началу 2004 года она составляла 1,4 млрд. долл. В связи с этим 6 августа 2004 года правительство Украины приняло постановление «Об урегулировании задолженности Национальной акционерной компании (НАК)  «Нафтогаз Украины» за полученный в 1997-2000 годах и неоплаченный российский природный газ». Согласно документу, «Нафтогаз Украины» получил от «Газпрома» аванс в сумме, эквивалентной 1 млрд. 250 млн. долл., в счет оплаты услуг по транзиту российского газа по территории Украины, которые будут предоставляться в 2005-2009 годах.

Однако новое руководство НАК, в начале 2005 года предложило ОАО «Газпром» перейти на рыночный механизм ценообразования на газ. ОАО «Газпром» поддержало инициативу НАК и направило предложения украинской стороне уже с 2006 года перейти на рыночные отношения в газовой сфере - оплату поставок газа и его транзита денежными средствами по ценам и тарифам, соответствующим европейскому уровню. По расчетам российских специалистов цена на газ должна повыситься до 160-180 долларов. Этот уровень полностью соответствует текущей конъюнктуре цен в Европе - основном экспортном рынке ОАО «Газпром». Однако украинская сторона отказалась от ранее проявленной инициативы и настаивает на сохранении прежних условий поставок и транзита газа до 2013 года, так как принятие новой схемы оплаты потребует от Украины значительных финансовых средств.

Никто не станет отрицать, что поставки газа являются одним из инструментов влияния, что называется, по факту. И страны СНГ, и Европа зависят от российского газа в значительной степени. Поэтому в какой-то мере Газпром можно назвать объектом и субъектом внешней политики и экономики нашего государства.

Однако если страны «старой демократии» относятся к этому факту достаточно спокойно – есть необходимость, есть экономическая целесообразность – работай, то в  постсоветских государствах политику России в энергетической сфере связывают с давлением на политические режимы в той или иной стране.

Это абсолютно несправедливо. Россия никогда не покушалась и впредь не собирается покушаться на демократию в бывших советских республиках. Речь может идти только о нормальных рыночных отношениях в сфере газового бизнеса.,. Государственная Дума достаточно жестко и последовательно требует от правительства РФ, от ОАО «Газпром» перехода во взаимоотношениях с Украиной, Грузией, Молдавией, странами Балтии на рыночные отношения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала